Таврели

БИБЛИОТЕКА POLUBOMU.COM

ТАВРЕЛИ - СЛАВЯНСКИЕ ТРЁХМЕРНЫЕ ШАХМАТЫ

Считается, что эта игра появилась ещё во времена скифов, и до IX-X вв. была распространена на Руси. Исчезновение таврелей связывают с периодом крещения Руси, когда влияние церкви изменило многие сложившиеся традиции.
В 90-х годах XX века были разработаны современные правила игры в русские шахматы. В 1997 году были основаны Международная и Межрегиональная федерации по русским шахматам, начали проводиться официальные чемпионаты.

Правила игры

Игра ведётся на обычной шахматной доске 8x8. Название фигур (таврелей) в русских шахматах отличается от принятых в международных шахматах названий, однако состав фигур и правила их передвижения практически полностью одинаковы.

Индийские шахматы Русские шахматы
Король Волхв
Ферзь Князь
Ладья Ратоборец
Слон Лучник
Конь Всадник
Пешка Ратник
  Хелги

Таврели располагаются на доске в том же порядке, что и соответствующие им фигуры в обычных шахматах. Правила передвижения таврелей, включая рокировку и взятие на проходе, а также цель игры — мат, соответствуют обычным шахматам.

Хелги — особая фигура в русских шахматах. В Хелги превращается ратник, стоявший в начале партии перед волхвом и достигший в ходе игры последней горизонтали противника. Хелги объединяет в себе свойства Князя и Всадника. Это самая сильная таврель в русских шахматах.
Отличия русских шахмат от международных
Передвижение таврелей

Ни одна из таврелей до конца игры не снимается с доски, то есть фигура под ударом не уничтожается, а «берется в плен» — на нее ставится фигура противника. Таврели могут перемещаться как на свободное поле, так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по правилам перемещения данной таврели. Волхв не может передвигаться или оставаться на поле, атакованном таврелями противника. Ратник, в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
Образование башни, ее передвижение и разделение

В случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), образуется башня, наверху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (наверху волхв, а под ним — все таврели белых и черных, кроме волхва противника). Башня может становиться на другие таврели и башни, включая их в свой состав. На волхва не может ставиться ни одна таврель.

Башня передвигается по правилам хода верхней таврели. Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).

Превращение ратников

Каждый ратник, достигнув последней горизонтали противника, превращается только в ту таврель, перед которой он стоял в начале игры в исходной позиции. Ратник, стоявший перед волхвом, превращается в хелги — таврель, которая передвигается как князь или всадник одновременно. Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При этом таврель ратника переворачивается (на её нижней стороне обозначен символ таврели, в какую превращается ратник). Превращенная таврель в случае её взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным ратником.
Запись партий

Партии записываются с помощью обычной полной шахматной нотации (без буквенного обозначения таврелей) со следующими дополнениями:
x - образование башни (b2 x d4)
- - перемещение таврели и башни на свободные поля (c8 — g4)
(2) - разделение башни (в скобках указывается количество таврелей, снятых с верха башни (f3(2) x f6)


Яндекс цитирования

Весь материал, представленный на данном сайте, предназначен только для персонального использования и в ознакомительных целях.
Все права на произведения принадлежат авторам музыки и текстов.

© ® (p) Borisov-Art Production Studio 2005
Created by Borisov-Art Production Studio

Hosted by uCoz