БИБЛИОТЕКА
POLUBOMU.COM
ТАВРЕЛИ
- СЛАВЯНСКИЕ ТРЁХМЕРНЫЕ ШАХМАТЫ
Считается,
что эта игра появилась ещё во времена скифов, и до IX-X вв. была
распространена на Руси. Исчезновение таврелей связывают с периодом
крещения Руси, когда влияние церкви изменило многие сложившиеся
традиции.
В 90-х годах XX века были разработаны современные правила игры в
русские шахматы. В 1997 году были основаны Международная и Межрегиональная
федерации по русским шахматам, начали проводиться официальные чемпионаты.
Правила
игры
Игра
ведётся на обычной шахматной доске 8x8. Название фигур (таврелей)
в русских шахматах отличается от принятых в международных шахматах
названий, однако состав фигур и правила их передвижения практически
полностью одинаковы.
Индийские
шахматы |
Русские
шахматы |
Король |
Волхв |
Ферзь
|
Князь |
Ладья
|
Ратоборец |
Слон
|
Лучник |
Конь
|
Всадник |
Пешка
|
Ратник |
|
Хелги |
Таврели
располагаются на доске в том же порядке, что и соответствующие им
фигуры в обычных шахматах. Правила передвижения таврелей, включая
рокировку и взятие на проходе, а также цель игры — мат, соответствуют
обычным шахматам.
Хелги
— особая фигура в русских шахматах. В Хелги превращается ратник,
стоявший в начале партии перед волхвом и достигший в ходе игры последней
горизонтали противника. Хелги объединяет в себе свойства Князя и
Всадника. Это самая сильная таврель в русских шахматах.
Отличия русских шахмат от международных
Передвижение таврелей
Ни
одна из таврелей до конца игры не снимается с доски, то есть фигура
под ударом не уничтожается, а «берется в плен» — на нее ставится
фигура противника. Таврели могут перемещаться как на свободное поле,
так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по
правилам перемещения данной таврели. Волхв не может передвигаться
или оставаться на поле, атакованном таврелями противника. Ратник,
в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для
белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
Образование башни, ее передвижение и разделение
В
случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью
(своей или противника), образуется башня, наверху которой становится
таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом
поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели
(наверху волхв, а под ним — все таврели белых и черных, кроме волхва
противника). Башня может становиться на другие таврели и башни,
включая их в свой состав. На волхва не может ставиться ни одна таврель.
Башня
передвигается по правилам хода верхней таврели. Башня при своем
ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции.
Действие оставшейся на поле части начинается немедленно (по правилам
хода верхней таврели).
Превращение
ратников
Каждый
ратник, достигнув последней горизонтали противника, превращается
только в ту таврель, перед которой он стоял в начале игры в исходной
позиции. Ратник, стоявший перед волхвом, превращается в хелги —
таврель, которая передвигается как князь или всадник одновременно.
Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается
на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе
башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При
этом таврель ратника переворачивается (на её нижней стороне обозначен
символ таврели, в какую превращается ратник). Превращенная таврель
в случае её взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным
ратником.
Запись партий
Партии
записываются с помощью обычной полной шахматной нотации (без буквенного
обозначения таврелей) со следующими дополнениями:
x - образование башни (b2 x d4)
- - перемещение таврели и башни на свободные поля (c8 — g4)
(2) - разделение башни (в скобках указывается количество таврелей,
снятых с верха башни (f3(2) x f6)